В Украине покупатели имеют законное право рассчитываться любыми банкнотами или монетами независимо от их номинала. Однако в магазинах нередки ситуации, когда кассирам не хватает остальных, и они отказываются принять купюру, предлагая клиенту «пойти разменять».

Как объясняют эксперты проекта "Защита прав потребителей", такое поведение является нарушением законодательства.

«Проблема отсутствия остальных – не ваша ответственность, а кассира. Если кассир настаивает на отказе, следует обращаться в администрацию магазина и зафиксировать факт нарушения», – отмечают специалисты.

Касса в супермаркете / фото: Freepik
Касса в супермаркете / фото: Freepik

Закон возлагает обязанность контроля за наличием средств для выдачи сдачи именно на работников кассы, а не на покупателей. То есть даже если у кассира нет мелочей, отказ принять купюру является незаконным.

Популярные статьи сейчас
5 дат рождения, которых боятся даже психотерапевты: эти люди не прощают и не забывают Кабмин ввел новые правила начисления пенсий: что будет с советским стажем Под ударом зарплаты, пенсии и стипендии: кто может потерять до 70% выплаты Не прихоть учителя: педагог объяснила важное правило в школах
Показать еще

Специалисты отмечают: требование от клиента самостоятельно найти сдачу или осуществить размен крупной купюры в другом месте – это фактическое переложение служебных обязанностей на потребителя.

Если покупателю отказывают в приеме наличных денег, он имеет право:

  • обратиться в администрацию торгового заведения;

  • оставить жалобу в книге отзывов и предложений;

  • или подать заявление в Госпродпотребслужбу, рассматривающую такие нарушения.

Отдельно эксперты напомнили, что телохранители торговых сетей не являются работниками магазинов, ведь обычно они работают через частные охранные компании.

Супермаркет охрана, скриншот: YouTube
Супермаркет охрана, скриншот: YouTube

Поэтому они не вправе потребовать от покупателей компенсации за испорченный товар или вмешиваться в спорные ситуации с оплатой.

«Охранники не имеют права указывать, что делать с товаром. В таких случаях нужно обращаться в правоохранительные органы», – подчеркивают эксперты.

Если охранник все же требует уплаты за испорченный товар, покупателю следует настаивать на просмотре видео с камер наблюдения – это поможет установить обстоятельства. Впрочем, юристы предупреждают, что видеозапись не всегда гарантирует справедливое решение, поэтому в подобных случаях лучше обращаться в полицию.

Напомним, минус платежка: украинцы могут не платить за одну из коммунальных услуг

Раньше мы рассказывали о погашении просроченных долгов: кто получит спецпомощь на коммуналку

Также переплатите приличную сумму: адвокат рассказал, как начисляется пеня за долги по коммуналке